Как работает вышка управления полетами

Вышка управления полетами – сердце аэропорта, из которого осуществляется управление главными процессами в аэропорту – взлетами и посадками аэропортов. Вышка управления полетами есть в каждом современном аэропорту, и ее сразу можно выделить в комплексе аэропорта: это обычно самая высокая постройка. Полное название этой конструкции – вышка управления воздушным движением, хотя с ATC (air traffic control) осуществляется управление не только в небе, но и на земле, на площадке аэродрома.

ВУВД является стратегически важным объектом в любом аэропорту и доступ туда имеет строго ограниченное количество людей и персонала. В обязанности УВД входит передача экипажам навигационной информации, погодной информации. В большинстве стран вышкам УВД подчиняются абсолютно все суда, в том числе и военные. Также специалисты вышки могут давать инструкции, обязательные к исполнению, от которых экипаж может отклоняться только в случае чрезвычайной ситуации.

Вышка управления играет роль командно-диспетчерского пункта управления движением. Рабочее место диспетчера оснащается специальным оборудованием. По сложности оно может быть сопоставимо с местом работы пилота пассажирского лайнера. Диспетчер работает с мониторами воздушной обстановки, с мониторами погодных условий, табло, индикаторами, различными средствами связи. Даже мебель здесь используется специальная; чаще всего используется мебель NKI (компания ВиКей Груп). При этом диспетчеры находятся во взаимодействии с единой системой организации воздушного движения.

Все воздушное пространство можно разделить на несколько типов: неконтролируемая область, где работают международные правила полетов, где пилоты разбираются между собой сами; контролируемая область, где даются инструкции, указания и специальная область, где действуют особые правила полетов или полеты запрещены. По вертикали воздушное пространство делится на классы по высоте или эшелону. В общем случае, задача диспетчера вышки управления – эшелонировать самолеты по вертикали и по горизонтали в контролируемых областях с помощью своих знаний воздушной навигации и метеорологии. Каждая отдельная вышка отвечает за отдельную географическую область и отдельные эшелоны (высоты).

Получается, при движении по воздушному пространству, самолет попадает в контролируемую зону какого-либо диспетчера. Перед выходом из контролируемой зоны, диспетчер передает координаты диспетчера в следующей контролируемой зоне. При установке связи, диспетчер из вышки управления передает код ответчика. Так самолет идентифицируется на радаре. Есть ряд специальных кодов ответчика: 7600 – связь потеряна, 7500 – самолет захвачен. Каждому экстренному коду соответствует свой установленный порядок действий, как на вышке управления, так и для экипажа на борту самолета.

Это интересно

Смотрите также