В цикле статей «Предыстория искусственного интеллекта» кратко описана история развития научных дисциплин, которые внесли свой вклад в область искусственного интеллекта в виде конкретных идей, воззрений и методов.
Психология (период с 1879 года по настоящее время).
Истоки научной психологии обычно прослеживаются до работ немецкого физика Германа фон Гельмгольца (1821—1894) и его студента Вильгельма Вундта (1832—1920). Гельмгольц применил научный метод для изучения зрения человека, и выпущенная им книга «Handbook of Physiological Optics» даже в наши дни характеризуется как «непревзойденный по своей важности вклад в изучение физики и физиологии зрения человека». В 1879 году Вундт открыл первую лабораторию по экспериментальной психологии в Лейпцигском университете. Вундт настаивал на проведении тщательно контролируемых экспериментов, в которых его сотрудники выполняли задачи по восприятию или формированию ассоциаций, проводя интроспективные наблюдения за своими мыслительными процессами. Такой тщательный контроль позволил ему сделать очень многое для превращения психологии в науку, но из-за субъективного характера данных вероятность того, что экспериментатор будет стремиться опровергнуть выдвинутые им теории, оставалась очень низкой.
Взгляды, согласно которым мозг рассматривается как устройство обработки информации, характерные для представителей когнитивной психологии, прослеживаются, по крайней мере, до работ Уильяма Джеймса (1842—1910). Гельмгольц также утверждал, что восприятие связано с определенной формой подсознательного логического вывода. В Соединенных Штатах такой подход к изучению познавательных процессов был в основном отвергнут, но на факультете прикладной психологии Кембриджского университета, возглавляемом Фредериком Бартлеттом (1886—1969), удалось организовать проведение широкого спектра работ в области когнитивного моделирования. В своей книге «The Nature of Explanation» студент и последователь Бартлетта, Кеннет Крэг, привел весомые доводы в пользу допустимости применения таких «мыслительных» терминов, как убеждения и цели, доказав, что они являются не менее научными, чем, скажем, такие термины, применяемые в рассуждениях о газах, как давление и температура, несмотря на то, что речь в них идет о молекулах, которые сами не обладают этими характеристиками.
Если живой организм несет в своей голове «модель в уменьшенном масштабе» внешней реальности и своих возможных действий, то он обладает способностью проверять различные варианты, приходить к заключению, какой из них является наилучшим, реагировать на будущие ситуации, прежде чем они возникнут, использовать знания о прошлых событиях, сталкиваясь с настоящим и будущим, и во всех отношениях реагировать на опасности, встречаясь с ними, гораздо полнее, безопаснее для себя, а также в более компетентной форме.
В 1945 году, после смерти Крэга в результате несчастного случая во время катания на велосипеде, его работа была продолжена Дональдом Броудбентом, книга «Perception and Communication» которого включила некоторые из первых моделей информационной обработки психологических феноменов. Между тем в Соединенных Штатах работы в области компьютерного моделирования привели к созданию такого научного направления, как когнитология. Существует такое мнение, что зарождение этого направления произошло на одном из семинаров в Массачусетсском технологическом институте в сентябре 1956 года. На этом семинаре Джордж Миллер представил доклад «Vie Magic Number Seven», Ноам Хомский прочитал доклад «Three Models of Language», а Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон представили свою работу «The Logic Theory Machine». В этих трех работах, получивших широкую известность, было показано, как можно использовать компьютерные модели для решения задач в области психологии, запоминания, обработки естественного языка и логического мышления. В настоящее время среди психологов находят широкое признание взгляды на то, что «любая теория познания должна напоминать компьютерную программу», т.е. она должна подробно описывать механизм обработки информации, с помощью которого может быть реализована некоторая познавательная функция.